Фильм Интерстеллар

>>> Зарегистрируйся в две секунды <<<

и оставляй свой материал по теме!

Аватар пользователя Bodrian

Фильм «Интерстеллар»: космическая свобода и бремя человечности

Отправная точка картины Кристофера Нолана – Америка в недалеком будущем, ситуация отчаянной несвободы и деградации. Пилот Купер (Мэттью МакКонахи) выращивает кукурузу, чтобы прокормить семью, его сына не берут в колледж, потому что стране нужны фермеры. НАСА официально не существует, как и прочих научно-исследовательских структур: люди не одобряют трат на науку, озабоченные выживанием.

В этих условиях своенравная дочь Купера Мёрф замечает необычные явления в своей комнате: с полок падают книги, на полу песок образует знаки. Благодаря этим знакам герой выходит на секретную базу НАСА. Там он узнает: планета становится непригодной для проживания, и нынешнее поколение – последнее на Земле.

Но есть надежда: вблизи Сатурна некто поместил «кротовую нору», которая открывает путь к планетам с потенциально благоприятным климатом. Через «нору» 10 лет назад отправились добровольцы обследовать возможные миры, и теперь готовится к запуску станция «Эндьюранс», чтобы проверить данные и выбрать будущий дом для человечества.

На борту «Эндьюранс» груз человеческих эмбрионов, пара роботов и маленькая команда космонавтов-дилетантов: пилот Купер, не поднимавшийся выше стратосферы, и трое ученых, в числе которых дочь профессора, Амелия Брэнд (Энн Хэтэуэй). Тем временем пожилой профессор Брэнд (друг и «талисман» Нолана – Майкл Кейн) обещает достроить модуль для перемещения людей с Земли. Кто выполнит это обещание, чем закончится экспедиция «Эндьюранс» и откуда возникла «кротовая нора»? Об этом зритель узнает спустя три часа увлекательного просмотра.

Научно-фантастический шедевр

Червоточина, черная дыра, гравитация, пространственно-временные искривления и космические полеты – вся научная часть фильма легла на плечи Кипа Торна, физика-теоретика, «звезды» мировой величины. Его стараниями «Интерстеллар» удостоился особых похвал за правдоподобную визуализацию черной дыры и в целом избежал жесткой критики по поводу научных основ сюжета.

Заметное достоинство картины – акцент на тех космических сценах, которые еще не приелись зрителю. Восхищение вызывают фантастические пейзажи планеты Манн (частично съемки велись в Исландии, на леднике Снайфедльсйёкюдль) и величественные приливы планеты Миллер, завораживает черная дыра Гаргантюа, впечатляет путешествие «Эндьюранс» – этакое чертово колесо, бороздящее бескрайние просторы Вселенной. Нолана упрекают в отсутствии красивых кадров Земли, комет и астероидов, динамичного Сатурна, но в том и соль: зачем показывать известное, когда можно показать что-то новое?

Хотя Кип Торн и выпустил целую книгу «The Science of Interstellar», споры по поводу возможности преодоления горизонта событий черной дыры, коммуникации сквозь червоточину и наличия устойчивых орбит вблизи Гаргантюа не утихнут еще долгое время. Но спорные моменты в научной фантастике – далеко не то же самое, что антинаучные ляпы. Последних в «Интерстелларе» найти не удастся даже въедливым критикам.

Человек в космосе

В ленте Нолана космос выступает как пространство свободы, обнажает самую человеческую суть. Здесь рациональная самоуверенная Амелия принимает импульсивные решения, влюбленный в небо Купер оказывается примерным отцом, а доктор Манн (Мэтт Дэймон), умничка-ученый и энтузиаст, проявляет трусость и подлость. Космонавтам дана свобода выбора и принятия решений, и это – главный вызов и главный дар Вселенной. Что выбрать, когда на кону – собственная жизнь, судьба близких людей и всего человечества?

Преданность профессора Брэнда оборачивается чудовищной жесткостью. Искренние порывы Амелии влекут за собой непоправимые ошибки. Все эти черты людей, равно как и способность лгать, любить, жертвовать собой и другими – различные измерения человечности. И даже чувство юмора, делегированное режиссером роботу ТАРСу, всего лишь штрих к многомерному портрету Человека. Многие сентиментальные зрители решили, что «Интерстеллар» – о любви. Нет. Он о человечности во всех ее измерениях. В лучших традициях классиков научной фантастики, начиная с Брэдбери. И в этом возвращении к истокам жанра большая заслуга авторов ленты.

Крупными штрихами

Критики упрекают Нолана и его команду во многом. В излишней гармонии саундтрека и сюжетного ряда: нет диссонанса музыки и картинки, музыка Ханса Циммера будто «подсказывает» зрителю, где нужно погрустить, а где напрячься. В схематичности персонажей – у многих из них нет даже имен, лишь фамилии. В постановочных диалогах – герои говорят не как живые люди, а четко формулируют обобщенные смыслы и объясняют себя. Но вряд ли фильм имел бы столь оглушительный успех, если бы режиссер допустил такие «детские ошибки» по незнанию.

Картина будто нарочно нарисована крупными мазками, схематично, обще. Авторы в избытке оставляют «пустое» пространство (в сюжете, в характерах и биографиях персонажей), которое зритель волен заполнить деталями самостоятельно. Отсутствие уникальной личной драмы на фоне глобальных проблем – намеренный шаг, потому что Нолан снял кино о человечестве в целом и о любом человеке в отдельности. И даже история Купера, на самом деле, это история обычного парня, которая могла приключиться практически с кем угодно.

Консервативный Голливуд

В рецензиях часто напоминают, что Нолан столь же англичанин, сколь и американец. Может оно и так, но «Интерстеллар» переполнен типично голливудскими консервативными ценностями. Патриотизм, разнополая семья, долг американского общества перед всем человечеством доминируют над остальными смыслами. Бросается в глаза ставшая притчей во языцех «интернациональная семейка»: в команде космонавтов ожидаемо есть женщина, робот и американец африканского происхождения.

Режиссер воспроизводит и древний патриархальный концепт: в фильме практически нет самостоятельных и значимых женщин. Про мать Амелии нам ничего неизвестно, жена Купера умерла и, судя по всему, не повлияла на формирование детей как личностей. Сама Амелия не приносит экипажу ничего, кроме бед (лишь однажды спасая Купера благодаря технике). И даже якобы самостоятельная и яркая Мёрф приходит к успеху, ведомая любящей рукой отца.

Впрочем, ретрансляция такого набора смыслов – это своего рода «фирменный знак» американского кинематографа. Белый мужчина спасает мир, и от этого никуда не денешься. Если оставить в стороне это измерение «Интерстеллара», во всем остальном фильм великолепен: прекрасная графика, достойное музыкальное сопровождение, безупречные планы оператора Хойте Ван Хойтема, фундаментальная работа Кипа Торна и профессионализм актерского состава делают свое дело.

Фильм Интерстеллар
Другие статьи на тему: 

Добавить комментарий

Full HTML

Plain text

CAPTCHA
Этот вопрос нужен для тестирования, являетесь ли вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Сайт создан в 2014 году. Мы ВКонтакте.